Зачем нужны червячные хомуты с пружинной вставкой

13 июля 2023

Зачем нужны червячные хомуты с пружинной вставкой

Для чего нам червячный хомут с пружинной вставкой?

Существует 2 версии появления обычного для всех нас червячного хомута. Одна из них гласит, что 1896 году шведский изобретатель Кнут Эдвин Бергстрем получил патент на  зажим для шнекового механизма червячного привода. Вскоре после этого он основал «Allmänna Brandredskapsaffären E. Bergström & Co.» в 1896 году. Для краткости фирма назвалась ABA. А с 1949 года предприниматель Ове Скафте Расмуссен и его Rasmussen GmbH начал производство червячных хомутов Норма. Другая версия утверждает, что первый настоящий червячный хомут  был изобретен британским морским офицером Ламли Робинсоном. В 1921 году он основал фирму L.Robinson and Co для промышленного выпуска червячных хомутов в графстве Кент, которая затем стала  компанией Jubilee.

Однако с самого момент появления, червячные хомуты проявили недостатки. Основными из них являются:

  • Разгерметизация соединения при термических нагрузках, так как при расширении или сжатии шлангов эти хомуты не подстраиваются под их диаметр,
  • Периодически возникающая необходимость протяжки хомутов, если шланги в соединении имеют склонность к релаксации (иногда ее называют “ползучестью”).

 

Второй недостаток решался определенными мерами. Например, в регламентах сервисного обслуживания автомобилей была строка “протяжка хомутов”. 

С первым недостатком бороться было сложнее. Шланги пытались затягивать хомутами максимально жестко, чтобы в полной мере компенсировать пористость резины, и не давать ей шансов на термические расширения и сжатия. Однако данные действия приводили к порче хомута, в виде поломки его червячного механизма, или порезке шланга кромками ленты хомута.

В конце 90-х годов 20 века инженерам пришла в голову светлая мысль. А что если наделить червячный хомут пружинными свойствами? Тогда он сможет отыгрывать термические расширения и сжатия. Так появился червячный хомут с пружинной вставкой.

Как видно на фото, вставка представляет собой мостик, под которым находится волновая пружина. При затяжке хомута пружина распрямляется, однако ее свойства позволяют стремиться к возвращению в исходную форму. Тем самым достигается эффект поддавливания шланга мостиком. Как только шланг сжимается при отрицательных температурах, конструкция “мостик+пружина” подтягивает хомут и не дает шанса разгерметизации и утечки.

Данный хомут актуален для установки на любые соединения в системе охлаждения и наддува автомобилей и автобусов, а также практически любых соединений в коммунальной и сельскохозяйственной технике, за исключением, пожалуй, системы подачи топлива.

Но не стоит думать, что все обходится автотехниковй. Червячный хомут с пружинной вставкой применяется в оборудование совершенно различных отраслей – от горнодобывающей до пищевой. Компания Kale, хомуты которой представлены на странице Хомут червячный KALE WD IS с пружинной вставкой, производит хомуты с пружинной вставкой в лентах 9 мм и 12 мм и в качестве ленты от W3 до W5.