3 совета по выбору правильного червячного хомута

14 марта 2024

3 совета по выбору правильного червячного хомута

Вот несколько советов, которые помогут вам принять оптимальное решение о хомуте.

  1. Определите нужный вам класс хомута:

Безусловно мы хотим добиться долговечности и универсальности в соединениях, поэтому и сталь для всех типов крепежа бывает разных марок. Хомуты производят из низкоуглеродистой стали с покрытиями, а также из нескольких марок нержавеющей стали. Определение правильной марки стали является одним их ключевых моментов при выборе хомута. Вам необходимо убедиться, что материал выбранного вами хомута выдержит поставленную задачу.

Марки стали различаются по коррозионной стойкости, формуемости, свариваемости и прочности. Некоторые аустенитные типы нержавеющей стали можно упрочнить путем холодной обработки, что обеспечивает дополнительную прочность и пластичность, при этом сталь остается формуемой.

Для упрощения задачи выбора хомута по марке стали, были введены 5 классов – от W1 до W5.

W1 – для изготовления частей хомута применена оцинкованная сталь или сталь с алюцинковым покрытием.

Это самый распространенный класс хомутов, но в последнее время их используют все реже, так как они наименее стойкие к коррозии. Если вам нужен хомут для крепления шланга в саду или в квартире, то выбор будет в пользу данного класса.

W2 – для ленты и корпуса замка хомута используют сталь AISI 430, что относится к ферритному классу F1, винт выполнен из стали с цинковым покрытием.

Чаще всего данный класс применяется в автомобилестроении. Хотя и хомуты W1 присутствуют в подкапотном пространстве, где нет взаимодействия с агрессивной средой.

W3 – элемент полностью выполняют из нержавейки AISI 430.

Данный класс характеризуется высокой механической прочностью, стойкостью к перепадам температур, атмосферной коррозии, водным растворам солей и слабым органическим кислотам. Он довольно редко применяется, так как является переходным к более стойким W4 и W5 и используется в допустимых применениях из-за цены.

W4 – для изготовления хомута применена нержавеющая сталь AISI 304 с аустенитным классом А2; Обладает чуть лучшей коррозионной стойкостью по сравнению с хомутами из ферритного сплава W3. Однако его стоимость выше из-за наличия никеля, который повышает технологичность материала. Отличается высокой термостойкостью и допускаются для использования с питьевой водой и в кухонной обстановке.

W5 – элементы выполнены из нержавейки AISI 316 с аустенитным классом А4. Хомуты этого класса используют при прокладке трубопроводов в максимально агрессивных средах. Материал хомутов характеризуется повышенной стойкостью к воздействию различных химикатов, соляных растворов, кислот.

Стоит упомянуть что W4 и W5 являются немагнитными. Данное свойство полезно при использовании хомутов в тесном контакте с электроникой или токопроводящими сетями, например, для крепления кабелей.

 

Выбор класса будет зависеть от применения. Хомуты, используемые в морской промышленности, должны быть устойчивы к коррозии и способны выдерживать давление. Автомобильные хомуты выдерживают большие нагрузки и должны выдерживать высокие температуры.

1

Обозначение класса часто маркируется на хомуте, особенно это касается W1. Класс может быть выбит на замке или на ленте. Кроме того, винты с крестообразными шлицами могут быть только у классов W1 и W2. Остальные классы W3-W5 имеют прямой шлиц на головке винта.

  1. Учитывайте материал шланга или трубы:

Хотя выбор правильного материала хомута важен, вам также следует учитывать материал шланга. Они различаются по толщине, весу, эластичности и прочности. Мягкие шланги обеспечивают большую гибкость, но менее долговечны, чем более твердые шланги, предназначенные для выдерживания высоких температур и нагрузок.

Например, в ирригационных системах используются трубы из ПВХ, которые выдерживают сильное давление воды, тогда как вентиляционные шланги из полиуретана созданы для сильного всасывания.

Для более мягких шлангов, таких как силиконовые и некоторые полиуретановые, требуются хомуты, которые не повредят их. При работе с мягким шлангом выбирайте хомут с отогнутыми или откатанными кромками ленты, которые предотвращают порезы или разрывы материала шланга. Именно такие кромки имеют хомуты турецкого производителя Kale (см. фото ниже). Также применяйте хомуты, в котором нет просечек ленты, через которые материал шланга может выпячиваться, повреждая шланг.

  1. Выберите правильный размер хомута:

Конечно, размер является одним из важнейших факторов, которые следует учитывать при определении того, какой хомут вам нужен. При измерении размера шланга следует использовать внешний диаметр.

Регулируемые хомуты (например, червячный хомут и винтовые хомуты без перфорации) могут быть отличным вариантом из-за их универсальности. Они дают вам возможность настроить хомут после установки на случай, если изменения температуры или старение приведут к сжатию или расширению шланга.

Однако дополнительный диапазон, обеспечиваемый червячными хомутами, может вызвать другие проблемы. Если хомут слишком велик, у вас может получиться длинная выступающая из замка лента хомута, что представляет угрозу для рук механика или слесаря. Кроме того, если хомут затянут слишком сильно и выбран слишком большим в диаметре, он может принять D-образную форму, что приведет к утечкам. Кроме того, излишне большой хомут — это расточительно, поскольку вы платите за большее количество материала, чем вам нужно.

Лучше всего для начала выбрать идеальный размер, а не компенсировать неправильный размер.

Старайтесь выбрать хомут близко к его максимальному диаметру. Например, для червячного хомута 20-32 мм, идеален размер посадки от 26 до 31 мм. Если вам нужно крепить рукав с внешним диаметром 25 мм, то лучше использовать червячный хомут 16-27 мм.

На фото ниже представлены правильно и неправильно выбранные червячные хомуты. При правильном выборе вылет ленты из замка небольшой.